Как снимать для маркетплейсов? Советы и лайфхаки

11.04.2022

Предметная съёмка

В марте на Ozon, Wildberries и «Яндекс. Маркет» пришли тысячи новых продавцов на фоне блокировки всем известной соцсети. Те предприниматели, которые привыкли делать контент своими силами и на свой вкус, столкнутся на маркетплейсах с более строгими требованиями к качеству и визуальному содержанию фотографий.

В этой статье креативный директор Андрей Лишаков и стилист Татьяна Коваленко рассказали о том, как правильно снимать сложные материалы, вроде стекла или хромированных предметов. А также поделились личным опытом и советами по работе с композицией, светом и цветом на предметной съёмке.

Основные виды предметной съёмки

3. Still life съёмка

Предметный стайлинг без участия людей.

Still-life съёмка PressFoto Studio

Этапы подготовки к предметной съёмке

В каждом случае предстоит подготовительная работа, состоящая из нескольких этапов:

1. Разработка мудборда

Это визуализация настроения, которое важно передать в кадре. При создании мудборда можно пойти двумя путями:
• использовать в качестве источников визуалы своих конкурентов на маркетплейсах — как российских, так и зарубежных;
• искать примеры в соцсетях и на сайтах магазинов.

Лучше использовать сразу оба варианта для более точной картины.

Как создать мудборд

Мудборд

2. Подбор референсов

Это опорные визуальные материалы, которые помогут выразить и описать задачу съёмки. Это могут быть примеры по свету, цвету, композиции, образам или отдельным деталям, которые важны для кадра. При подборе референсов рекомендуем придерживаться нескольких правил:
• не копируйте в своем проекте хороший референс целиком — это не гарантирует вам аналогичный успех оригинала и такой же отклик у аудитории;
• хороший референс должен интерпретироваться понятно и легко;
• изучайте своих потребителей и при оценке референсов опирайтесь на их потребности.

Как искать и использовать референсы

Референсы для видео

3. Подготовка чек-листа

Это список задач, реквизита и оборудования, необходимых для съёмки.

Блог PressFoto Как снимать для маркетплейсов? Советы и лайфхаки как снимать, как снимать предметку, обучение, предметная съёмка, предметная фотосъёмка, развитие профессиональных навыков, съёмка для маркетплейса, фотосъемка для интернет магазина

4. Закупка реквизита

Разобравшись с подготовительной частью, перейдем к нюансам и трудностям, с которыми предстоит столкнуться на съемочной площадке. И поделимся личным опытом того, как эти трудности минимизировать, чтобы получить качественные и красивые снимки.

Как снимать сложные материалы?

При съёмке одежды и ткани она предварительно отпаривается и ровно раскладывается или развешивается на специальной вешалке, чтобы не было помятостей и заломов. Для этого почти в любой профессиональной студии есть отпариватель.

Блог PressFoto Как снимать для маркетплейсов? Советы и лайфхаки как снимать, как снимать предметку, обучение, предметная съёмка, предметная фотосъёмка, развитие профессиональных навыков, съёмка для маркетплейса, фотосъемка для интернет магазина

Стекла, зеркальные и отражающие поверхности нужно тщательно протереть. Чтобы стекло эстетично выглядело в кадре, можно подсветить грани определённым образом, это создаст красивые блики и покажет объём предмета. На солнечном свете стекло также можно подчеркнуть с помощью композиции или фона. Например, если на вашем натюрморте есть стеклянный бокал, с верхней точки он не будет виден. Жёстким светом можно создать падающую от него тень, которая подчеркнет контур и объём.

Важно минимизировать ненужные блики на отражающих поверхностях. Для этого, помимо стандартного софт-бокса, можно использовать чёрные светоотражающие флаги или чёрную ткань. Это сделает отражения чище и мягче. Если в запасе мало черной ткани, чтобы перекрыть нужное пространство кадра, можно делать дубли, перемещая её, но не двигая фотоаппарат. Останется склеить изображения при обработке.

Блог PressFoto Как снимать для маркетплейсов? Советы и лайфхаки как снимать, как снимать предметку, обучение, предметная съёмка, предметная фотосъёмка, развитие профессиональных навыков, съёмка для маркетплейса, фотосъемка для интернет магазина
Светоотражающий флаг. Источник: pixel24.ru

Сложность в предметной съёмке создают хромированные предметы выпуклой формы — в них отражается всё окружающее пространство. С этим часто можно столкнуться при съёмке бытовой техники. Точного решения этой проблемы нет, но оптимальный вариант — это заложить на съёмку дополнительное время, чтобы потренироваться на пробных кадрах, и постараться уменьшить количество таких артефактов.

Продающие фотографии для Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет»

Как выстраивать композицию?

Композиция в кадре — это способы размещения объектов таким образом, чтобы кадр выглядел гармоничным.

Выстраивать композицию можно по правилу третей: разделите кадр на три равные части по вертикали и горизонтали. Предметы, которые расположены в точках пересечения — самые броские для восприятия человеком, то есть на них будет обращено внимание зрителя в первую очередь. Если главный объект расположить ближе к центру, получится симметричная композиция, а если сместить ближе к правым или левым точкам пересечения — асимметричная.

Блог PressFoto Как снимать для маркетплейсов? Советы и лайфхаки как снимать, как снимать предметку, обучение, предметная съёмка, предметная фотосъёмка, развитие профессиональных навыков, съёмка для маркетплейса, фотосъемка для интернет магазина

Симметричная композиция — это когда главный объект расположен четко в середине и, разделив кадр пополам, объект тоже делится на две равные части. Этот прием создает ощущение неподвижности и покоя.

Если разделить кадр пополам при асимметричной композиции, то главный объект в большей степени будет на одной из сторон кадра.

Диагональная композиция придаст кадру движение. Так можно управлять взглядом зрителя, ведя его к наиболее важным объектам.

Композиция для still life фотографий создаётся из вещей, обычно не связанных между собой. При этом они могут сочетаться по цветам, форме или текстуре, подчеркивая объект съёмки. Но для такой работы рекомендуем изучить основы сет-дизайна, либо привлечь сет-дизайнера или стилиста, который соберет правильную картинку.

Какой свет использовать?

Если нет возможности использовать профессиональное осветительное оборудование, можно снимать при естественном свете.

Наиболее красивый визуально — жёсткий дневной свет, но он же один из самых сложных для работы. Уровень освещения может непредсказуемо меняться вместе с погодой. Это доставит серьезные неудобства на цветокоррекции. Поэтому важно изучить почасовую погоду на день съёмки и выбрать благоприятный период.

Мягкий рассеянный свет получается в пасмурную погоду. Это универсальный свет — не теплый и не холодный, не дает жестких теней, а переходы от темных к светлым участкам плавные и мягкие.

Цветовое кодирование на фотографиях

Использовать цветовое кодирование в предметной съёмке нужно исходя из того, куда пойдут будущие кадры. Если для  маркетплейсов, стоит ориентироваться на требования площадок. Например, интернет-магазины часто не разрешают использовать на главном фото яркие цветные фоны для конкретных категорий товаров. Если съёмка для соцсетей, сайта или своего интернет-магазина, лучше ориентироваться на брендбук компании. Если брендбука нет, можно посмотреть текущее цветовое оформление: цвета логотипа компании, последних фотографий продукции и т.д. Если в них присутствует доминирующий цвет, можно отстраиваться от него.

При сильном упрощении выделяются две цветовые схемы:

1. Система валёров – это градация света и тени какого-либо цвета. «Валёр» — это понятие в живописи, когда берется один цвет и размывается от темного к светлому.

2. Комплиментарные цвета — противоположные на цветовом круге. Например, жёлтому можно противопоставить бирюзовый — получится приятный, цепляющий взгляд, контраст.

Нюансы обработки и ретуши фотографий

У предметной съёмки два главных врага — пыль и блики.

Во-первых, важно знать, что убрать всю пыль не получится, можно только уменьшить её количество на поверхностях предметов. Для этого хорошо подходит воздушная груша для прочистки матриц. Обратите внимание, некоторые варианты имеют двухклапанную систему, которая работает только на выдувание воздуха. Но в нашем случае нужно именно втягивать пыль внутрь, иначе она разлетится на соседние предметы.

Блог PressFoto Как снимать для маркетплейсов? Советы и лайфхаки как снимать, как снимать предметку, обучение, предметная съёмка, предметная фотосъёмка, развитие профессиональных навыков, съёмка для маркетплейса, фотосъемка для интернет магазина
Груша для чистки матрицы и оптики от пыли. Источник: ozon.ru

Бликам и отражениям чаще подвержены зеркальные и хромированные поверхности. Но если посмотреть рекламные изображения, например, премиального бренда Bork, вы увидите красивые и ровные блики на предметах. Как такого добиться? Если возьмете в качестве референсов для вашей съёмки такие фото, имейте в виду — это достигается благодаря работе ретушёра на постпродакшне. Сделать такие же мягкие и ровные отражения на площадке не получится. Но как говорили выше, минимизировать будущую обработку можно за счет использования черных отражателей или черной ткани.

Блог PressFoto Как снимать для маркетплейсов? Советы и лайфхаки как снимать, как снимать предметку, обучение, предметная съёмка, предметная фотосъёмка, развитие профессиональных навыков, съёмка для маркетплейса, фотосъемка для интернет магазина

Также на ретуши может потребоваться чистка фона при использовании бумажного полотна. Лучше сразу выбирать не слишком ворсистую бумагу с мелкой текстурой — сэкономите время на обработке. Сама бумага должна быть новая, без пятен и заломов.

Программы для ретуши

Лучшей программой для ретуши был и остается Photoshop. Но сейчас возникли проблемы с оплатой лицензионных продуктов Adobe в России. Поэтому в качестве альтернативы подойдет профессиональный фоторедактор Affinity Photo.

Блог PressFoto Как снимать для маркетплейсов? Советы и лайфхаки как снимать, как снимать предметку, обучение, предметная съёмка, предметная фотосъёмка, развитие профессиональных навыков, съёмка для маркетплейса, фотосъемка для интернет магазина
Источник: affinity.serif.com

Какой RAW-конвертер использовать — не принципиально. Из наиболее популярных — Capture One и Adobe Lightroom, либо другие бесплатные аналоги.

Где брать вдохновение?

Книги

Фотографы и сет-дизайнеры

Также может понравиться