По данным «Яндекс.Маркет», в 2021 году люди чаще всего приобретали в интернете одежду, обувь и аксессуары (64%). Это подтверждает и исследование РБК — 62% опрошенных покупали подобные товары в течение года. При этом часть покупателей по-прежнему опасается приобретать товары в интернете из-за невозможности потрогать или примерить их.
Онлайн-покупки лишают нас увлекательного и необходимого ритуала — примерки. Компенсировать этот недостаток помогает визуальное оформление — 93% покупателей выбирают товары на его основе. В сегменте одежды за визуал отвечает фэшн-фотография. Жанр включает разные направления — от каталога и лукбука до уличной моды и эдиториал-изображений. Правда, в них легко запутаться — визуальная грань между ними не всегда очевидна.
В этой статье расскажем, какие задачи решают разные виды фэшн-фотографии, на что обратить внимание при съёмке одежды и как подойти к этому креативно.
Виды fashion-съёмок
Первое, с чем нужно определиться — куда пойдут будущие кадры. Это может быть главная страница сайта, витрина магазина, иллюстрации к каталогу, соцсети, журналы и т.д. От этого будет зависеть выбор типа съёмки.
Каталожная съёмка
Это минималистичная фотография, в которой акцент делается на ткани. Одежду снимают на белом, сером или однотонном фоне, без или с минимумом реквизита, чтобы она хорошо просматривалась. К тому же формат соответствует требованиям маркетплейсов к оформлению карточек товаров, что удобно для размещения фотографий сразу на нескольких площадках.
Цель каталожной съёмки — сделать одежду привлекательной для покупателей, чтобы увеличить продажи. А задача — показать стиль и преимущества новой коллекции.
Благодаря минималистичной композиции и высоким требования к качеству фотографий, съёмки каталога чаще делают в профессиональных студиях.
Но даже самую простую фотографию одежды можно сделать креативной и привлекательной.
Лукбук
Лукбук подразумевает составление цельного образа: одежда, обувь, головной убор, сумка и аксессуары. Через такие фотографии раскрывают стилистику бренда, отображая реалистичность цветов, форм, линий и кроя.
Лукбук похож на каталожную съёмку, но имеет более непринужденный вид с уклоном в лайфстайл. Отсутствуют строгие правила в выборе фонов, в позах моделей и расположении освещения. Поэтому лукбук можно снимать не только в студии, но и на открытых локациях. Преимущество этого типа фэшн-фотографии в том, что он позволяет потребителю визуализировать, как одежда будет выглядеть в повседневной жизни.
Кампейн
Кампейн создают для продвижения бренда. Например, к выходу новой коллекции, открытию магазина или PR-кампании. Это имиджевыми, а не продуктовые изображения. Поэтому особое внимание уделяется дизайну, эстетике и качеству снимков.
Для такой съёмки нужна целая команда, которая может состоять из арт-директора, продюсера, фотографа, стилиста, сет-дизайнера и др.
Высокая мода
Это самый авангардный вид фэшн-фотографии. Каждый элемент композиции — от локации до макияжа и прически модели — подобран для привлечения внимания. Как правило, снимки очень стилизованы, с неестественными позами и экстравагантными нарядами на них. Одежда и аксессуары в таких фотосессиях часто отличаются от реальности.
Уличная мода
Считается противоположностью высокой моды и выглядит более грубой. Уличная мода демонстрирует, что носят и как видят стиль обычные люди. Композиция состоит из вещей, которые которые они надевают ежедневно — джинсы, рубашки и толстовки. Также это могут быть платья, которые выглядят элегантно, но не жертвуют комфортом. Съёмки чаще проводят на улице в атмосфере повседневной прогулки.
Редакционная фотография
Редакционная (или эдиториал-фотография) — это иллюстрационный материал для публикаций в модных журналах. У таких изображений нет прямой коммерческой цели. Это могут быть хроники с показов или концептуальные снимки, рассказывающие историю.
Фотосессию может проводить как сам журнал, так и бренд, или оба совместно.
Как выбрать команду для фэшн-съёмки?
Отдельно остановимся на выборе исполнителя, потому что провести качественную съёмку одежды самостоятельно или силами только фотографа крайне сложно. В фэшн-съёмке важную роль играет также стилист. Одежда занимает центральную роль в образе, и его задача — создать наряды, соответствующие сюжету. Как правило, стилисты хорошо ориентируются в брендах, дизайнерах и магазинах — они знают, как найти нужные вещи, которые дополнят эстетику и настроение съёмки.
Если в съёмках участвует модель, понадобится визажист, который будет заниматься макияжем и прическами. Еще в проекте нужен продюсер, он будет курировать взаимодействие клиента и съёмочной команды. На этапе подготовки он также участвует в разработке концепции и подборе локации, а на постпродакшне передаёт правки и согласовывает материалы. Обязательно на площадке присутствует администратор, который отвечает за тайминг и организационные процессы. А для больших проектов могут привлекаться ассистент фотографа, гаффер и визажист.
Подготовка к фэшн-съёмке
После того, как выбран тип съёмки и исполнитель, рекомендуется дополнительно сделать мудборд и подобрать референсы.
Мудборд — это коллаж из изображений, с помощью которого можно передать настроение, стиль и цвет будущих фотографий. Он позволяет быстро и понятно донести до исполнителя пожелания относительно результатов съёмки.
При создании мудборда следует придерживаться нескольких правил:
— откажитесь от шаблонов — они часто ограничивают творческий процесс;
— соберите больше примеров, чтобы точно и полно передать своё видение;
— делайте текстовые пояснения, чтобы исключить двусмысленность восприятия мудборда исполнителем;
— добавляйте видео или скриншоты из них, если они подходят по настроению съёмки.
Референсы — это конкретные примеры изображений, которые отражают ваши предпочтения по визуальному и техническому исполнению. Это могут быть цветовые и композиционные решения, планы и ракурсы, типажи и позы моделей, и т.д.
Как и с мудбордом, при выборе референсов стоит соблюдать несколько правил:
— не нужно полностью копировать удачный референс в своём проекте. Это не гарантируете успех оригинала и такой же отклик у аудитории;
— хороший референс должен интерпретироваться понятно и легко;
— изучайте своих потребителей и при оценке референсов опирайтесь на их потребности.
Манекен или модель — что использовать для съёмки одежды?
Выбор между манекеном и моделью будет зависеть от поставленных задач, типа съёмки и бюджета.
Манекен подойдет для каталожной съёмки, где нужно красиво отснять большое количество позиций товара за короткий срок и с малым бюджетом. Это дешевле, но потребитель не увидит, как вещь будет сидеть на фигуре в реальности.
Наиболее эффективны специальные манекены-невидимки, которые позволяют оптимизировать съёмочный процесс и постобработку. Достигается это благодаря тому, что манекен состоит из отдельных съёмных частей, которые составляются и подбираются в зависимости от типа одежды.
Привлекать модель можно на все типы фэшн-съёмки, особенно там, где нужны лайстайл-изображения (постановочная съёмка в реальной повседневной обстановке). Выбор человека на эту роль должен быть тщательным и продуманным. Модель должна не только внешне соответствовать сюжету и одежде, но и уметь профессионально вести себя перед камерой. Вдобавок, нужно заранее провести примерку гардероба, чтобы потом не возникло непредвиденных ситуаций. К примеру, модель может набрать или сбросить вес, сменить прическу или покрасить волосы к моменту съёмок.
Преимущества фотосессии в студии и на улице
Главное преимущество фотосессии в студии — это комфортное помещение со всем необходимым оборудованием, реквизитом и коммуникациями. Во время съёмки фотограф может спокойно заряжать технику, стилист — без проблем прогладить или отпарить вещи, а визажист — сменить модели макияж и прическу. Кроме того, съёмка в студии позволяет не зависеть от погодных условий и времени суток, которые напрямую влияют на освещение.
Что касается уличной фотосессии, здесь главное преимущество — разнообразие локаций. Некоторые виды просто невозможно воссоздать в помещении. Архитектура зданий и естественность окружающего пространства делает кадры более живыми и искренними. Но съёмка на открытом пространстве сопряжена с рядом проблем. Во-первых, нужно правильно подбирать локацию, чтобы она соответствовала стилистике съёмки.
Если не знаете, с чего начать поиски красивого и подходящего места для ваших будущих фотографий, напишите нам. За многолетний опыт в PressFoto Studio сформировалась большая база проверенных мест с детальными описаниями и фотографиями. Поэтому мы быстро ориентируемся при подборе и знаем, какие локации и для каких съёмок подходят.
Второй момент — погода. Прогноз лучше смотреть за пару дней, чтобы составить тайминг съёмки и не прогадать с освещением. Также стоит уточнить время восхода и захода солнца. Однако, стоит предусмотреть запасной вариант, чтобы доснять кадры в студии в случае резкой смены погоды.
Еще одна сложность — удобство размещения команды и оборудования. Иногда съёмка проходит за пределами города. Чтобы перевезти тяжелую технику, команду и моделей, нужен подходящий транспорт. К тому же, будут ограничения по коммуникациям — электричество для зарядки техники, вода и еда для участников съёмки. Поэтому с собой еще потребуется генератор или автомобильный инвертор, а также запас воды и пищи.
Из нашей практики:
Однажды мы запланировали поездку в лес, нужно было снять лайфстайл с домом на колесах на природе. И чтобы посреди съёмки не остаться с разряженной техникой, голодными и без воды, мы арендовали автодом со всеми удобствами: в машине было электричество, вода, туалет, душ, кондиционер и даже кухня. Так что команда ни в чем не нуждалась, находясь в 160 км. от цивилизации.
За 2 часа до окончания съёмки мы стали слышать приближающиеся раскаты грома. А как только закончили снимать, собрали оборудование и последний человек сел в машину, начался жуткий ливень с грозой и ураганом. Тут мы поняли, насколько удачно сложились обстоятельства — и погода, и просчитанный тайминг съёмки, и аренда полноценного автодома для дальнего выезда.
Рекомендации по правильному свету, ракурсам и композиции для фэшн-съёмки
В студии лучше всего использовать профессиональное осветительное оборудование, которое даст качественный и предсказуемый результат. Но если такой возможности нет, можно снимать при естественном свете. Правда, тут есть нюансы:
Наиболее красивый визуально — жёсткий дневной свет, но он же — один из самых сложных для работы. Уровень освещения может непредсказуемо меняться вместе с погодой. Это доставит серьезные неудобства на цветокоррекции. Поэтому важно изучить почасовую погоду на день съёмки и выбрать благоприятный период.
Мягкий рассеянный свет получается в пасмурную погоду. Это универсальный свет — не теплый и не холодный, не даёт жестких теней, а переходы от темных к светлым участкам плавные и мягкие.
Как правило, фэшн-фотографие снимают с уровня глаз общим или средним планом, потому что такой ракурс более привычен для восприятия. Можно дополнительно отснять детали крупным планом, чтобы показать текстуру.
Выстраивать композицию в кадре можно по правилу третей: разделите кадр на три равные части по вертикали и горизонтали. Предметы, которые расположены в точках пересечения — самые броские для восприятия человеком, то есть на них будет обращено внимание зрителя в первую очередь. Если главный объект расположить ближе к центру, получится симметричная композиция, которая создаёт ощущение неподвижности и покоя. А если сместить объект ближе к правым или левым точкам пересечения, композиция станет асимметричной.
Движение картинке задаётся с помощью диагональной композиции. Так можно управлять взглядом зрителя, ведя его к наиболее важным объектам.
Необычные идеи фэшн-съёмки
Зеркала и отражения
С помощью зеркал можно создать перспективу. Распространенным вариантом является создание кадра внутри кадра. Можно использовать и другие отражающие поверхности (стекло или воду), чтобы визуально расширить пространство.
Маски гобо
Съёмка с солнечным светом выглядит более живой, чем с искусственным. Однако, погода может меняться, а вместе с ней и интенсивность уличного освещения. Компромиссный вариант — использовать маски гобо. Это специальные трафареты, дающие тени разных объектов, вроде листвы, деревьев или оконных проёмов. Гобо позволяют делать «солнечные кадры» в студии и не зависеть от времени суток и погоды на улице. А разнообразие трафаретов даёт больше возможностей для креатива.
Яркие цвета
Смелые цвета приковывают взгляды самых искушенных зрителей. Комплементарные или выбивающиеся из привычного фона оттенки подчеркнут индивидуальность бренда.
Непривычный ракурс
Изменение угла камеры даёт совершенно другое ощущение. Съёмка снизу, сверху или под углом нарушает баланс нашего восприятия.
Оригинальная локация
Локация может усилить впечатление от снимков с помощью цвета, форм и текстуры. С помощью необычной архитектуры, ярких экстерьеров или природного ландшафта можно дополнить концепцию съёмки или сыграть на контрасте с образом модели.
Сет-дизайн
Сет-дизайн — это настоящее творчество, которым занимаются отдельные специалисты. Они декорируют съёмочное пространство так, чтобы передать идею бренда и характер коллекции. С помощью сет-дизайна можно превратить обычную съёмку в произведение искусства. Тем более, что можно обойтись без манекена или модели, сделав простое фото в раскладке.