Выбор правильных цветов в съёмке играет важную роль. Они не только создают настроение, но и могут влиять на решения, принимаемые людьми. Цвет может вызвать определённые эмоции, вдохновить на какое-то действие или вовсе изменить образ мышления. Он может поднять или успокоить настроение, повысить или понизить кровяное давление и даже пробудить аппетит. К примеру, сочетание красного и жёлтого вызывают чувство голода. Этим успешно пользуются рестораны фастфуда в айдентике и рекламе.
Зная основы психологии цвета, можно более эффективно создавать визуальный контент. В этой статье покажем на примерах, как цветовое кодирование используется в фотографии и видео. А также расскажем, как человек воспринимает разные оттенки.
Цвет и цветовой круг
У большинства людей в глазах три типа колбочек, каждая из которых способна различать около 100 цветов. При этом каждый цвет может изменяться по тону, светлости и насыщенности. Поэтому в теории человек способен видеть порядка 10 миллионов уникальных оттенков.
Видимый (белый) свет, как известно, состоит из волн разной длины. Этот параметр отвечает за то, что мы называем цветом. Если разделить видимый свет на эти волны, получается спектр из 7 цветов — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой и фиолетовый.
В 17 веке Ньютон заметил, что эти цвета плавно перетекают друг в друга и предложил свернуть спектр в круг, соединив красный и фиолетовый. Так был придуман цветовой круг.
После художники упростили эту модель до трёх оттенков — красного (red), жёлтого (yellow) и синего (blue), потому что недостающие 4 цвета получались путём смешения эти трёх. Модель назвали аббревиатурой RYB.
С появлением первой фотографии, а затем и цифровых дисплеев, на смену RYB пришла RGB (красный, голубой и зелёный). Она лучше соответствует восприятию цвета сетчаткой нашего глаза.
Третья популярная модель CMYK создана для цветных принтеров и заточена на создание полиграфической продукции. Схема включает сине-зелёный (cyan), пурпурный (magenta), жёлтый (yellow) и чёрный (key или black).
RGB — это аддитивная модель, а RYB и CMYK — субстрактивные. В первом случае оттенки получаются путём прямого смешения волн спектра. Во втором варианте цвета зависят от свойств краски — какой процент волн той или иной длины она отражает и поглощает.
Исследования психологии цвета
Восприятие цвета — вещь субъективная. Несмотря на это, художники, ученые и даже писатели уже два столетия пытаются понять, как человек ощущает те или иные оттенки и почему.
В 1810 году Гёте в книге «К теории цвета» связал цвета с эмоциональными реакциями. Например, оттенки желтого и красного с теплом и волнением. Последующие теории были сосредоточены на физических свойствах света: цвета с большей длиной волны (красный) кажутся возбуждающими и теплыми, тогда как цвета с меньшей длиной волны (синий) — расслабляющими и прохладными.
Марк А. Чангизи в своём исследовании утверждает, что трихроматическое зрение человека — способность различать красный, зелёный и синий — позволяет приматам, а значит и людям, видеть тонкие изменения кровотока под кожей, которые несут информацию об эмоциональном состоянии сородича. Ярко выраженный красный может свидетельствовать о гневе, смущении или возбуждении, а синий или зелёный оттенок — о болезни или плохом физиологическом состоянии.
В исследовании о влиянии красного оттенка на работоспособность спортсменов на соревнованиях Рассел А. Хилл и Роберт А. Бартон отметили, что у большинства животных доминирование в агрессивных столкновениях проявляется ярко-красным цветом насыщенной кислородом крови. Поэтому у человека всплеск тестостерона вызывает видимое покраснение лица, а страх приводит к бледности. Авторы работы распространили этот вывод на искусственные стимулы. Например, наличие красного цвета в одежде спортсмена на соревнованиях может подсознательно восприниматься его соперниками, как доминирование, и тем самым создавать первому конкурентное преимущество. В то же время, некоторые эксперименты демонстрируют, что кратковременное восприятие красного цвета перед выполнением интеллектуальной задачи ухудшает работоспособность.
Мы, безусловно, сильнее реагируем на красные стимулы. Ношение красного цвета может принести лучшие результаты в спортивных соревнованиях. Но в контексте профессиональной деятельности красный ассоциируется с провалом и неудачей, и вызывает мотивацию избегания. Кроме того, просмотр красного цвета перед сложной когнитивной задачей снижает нашу производительность. А вот синий, наоборот, повышает внимательность и работоспособность
Психология цвета в фотографии
Нет точных и объективных данных, которые бы позволили утверждать, что тот или иной цвет вызывает у всех одинаковые ощущения. Наше восприятие субъективно и часто связано с личным опытом. С момента рождения человек развивается путём ассоциативного обучения. Полученные связи надолго укореняются в сознании. Но есть гипотезы, которые дают представление о том, как мы чаще всего воспринимаем цвета.
Чёрный — это изысканность. Цвет сигнализирует о силе, величии и достоинстве. В мире моды черный выражает статус, элегантность и богатство.
Белый — это искренность. Цвет символизирует чистоту, непорочность, простоту, гигиену, ясность и ум, а также свободу, мир и счастье.
Красный вызывает волнение. Он притягивает и захватывает внимание.
Жёлтый — символизирует оптимизм, экстраверсию, дружелюбие и бодрость.
Ассоциация зелёного цвета с природой создает чувство безопасности и единения с окружающим миром.
Синий чаще связывают с интеллектом, логикой, общением и доверием. Поэтому он считается безопасным цветом.
Фиолетовый — это цвет, который ассоциируется с виртуальными мирами, технологиями и креативом.
Коричневый — это серьезность, надежность и поддержка. Ассоциируется с почвой, деревьями и прочной основой.
При этом различные исследования и опросы свидетельствуют о том, что для потребителя важно не значение оттенков, а само наличие цветовой индивидуальности у компании. Это формирует бренду узнаваемость, которая помогает человеку быстрее ориентироваться при выборе среди аналогичных продуктов и предложений.
Психология цвета в видео
Цветовое кодирование наглядно прослеживается в кинематографе. Цвет в фильмах — это больше, чем просто эстетика. Использование различных схем задаёт настроение и тон ленты, раскрывает характеры персонажей, а также позволяет разграничивать сюжетные линии и делать визуальные акценты.
1. Монохроматическая палитра
В монохроматических цветовых схемах используется один цвет, а также вариации его оттенков и тонов. Это минималистичная и визуально ненавязчивая палитра.
«Отель «Гранд-Будапешт»» (источник: studiobinder.com)
«Матрица» (источник: studiobinder.com)
2. Аналоговая палитра
Аналоговая схема состоит из цветов, расположенных рядом на цветовом круге. Палитра гармонична и успокаивает, так как цвета родственны по оттенкам.
«Дитя человеческое» (источник: studiobinder.com)
«Траффик» (источник: studiobinder.com)
3. Комплементарная палитра
Комплементарная схема состоит из из противоположных на цветовом круге оттенков. Находясь рядом, они усиливают друг друга и создают выраженный контраст.
«Амели» (источник: studiobinder.com)
4. Триадическая (треугольная) палитра
Триадическая схема задействует три оттенка, которые равномерно, в виде треугольника, распределены по цветовому кругу. Это яркая, хорошо сбалансированная палитра, с достаточным контрастом и естественным балансом.
«Супермен» (источник: studiobinder.com)
5. Дискордантная схема
Это намеренное использование диссонирующих цветов. Известный приём, когда в чёрно-белый фильм добавляют цветные акценты.
Цветовое кодирование в кино также можно увидеть с помощью Movie Bar Codes — это сборник своеобразных штрих-кодов из сжатых кадров разных фильмов.
Теперь попробуйте провести эксперимент: закройте глаза и представьте себе цвет, олицетворяющий виртуальный мир? С большой вероятностью, это будет зелёный. Если так, то вы, скорее всего, смотрели «Матрицу». Кажется, что фильм полностью создан в зелёных тонах, которые ассоциируются с цветом интерфейса компьютера главного персонажа. Но если посмотреть на визуальный код, можно заметить вкрапления синего. Эти эпизоды показывают холодный и почти безжизненный реальный мир.
Другой пример отчетливого цветового кодирования — серия фильмов о Гарри Поттере. По мере продвижения частей саги и того, как зло в лице Волан-Де-Морта набирает силу, палитра смещается от теплых оранжевых оттенков к холодным синим цветам.
Пример цветового кодирования из корейского кинематографа — «Сочувствие Госпоже Месть». В режиссёрской версии цветной поначалу фильм постепенно выцветает и к концу становится чёрно-белым. Это происходит по мере усиления жестокости сюжета, а в конце персонажи и вовсе теряют свою человечность.
Отдельные цветовые решения в одежде и аксессуарах также могут раскрыть или дополнить характер персонажа, а в декорациях — создать нужные акценты и подсказки для зрителя.
Красный в кино — это цвет любви, волнения, насилия, крови, опасности, гнева, жары, огня и войны.
Розовый — это цвет невинности, романтики, очарования, сладости, женственности, игривости, сочувствия и красоты.
Оранжевый символизирует здоровье, хорошее самочувствие и что-либо, что имеет спасательную и предостерегающую от опасности функцию.
Жёлтый — это цвет солнца и позитива, мудрости и знаний. В то же время он может символизировать болезнь, одержимость и безумие, наивность и трусость, обман и опасность.
Зелёный — это цвет природы, исцеления, упорства, здоровья, зависти, а еще незрелости и зловещей природы.
Синий — это цвет холода, изоляции, рассудительности, меланхолии, пассивности, спокойствия, духовности, гармонии и доверия.
Фиолетовый — это цвет фантазии, неземного, иллюзорного, мистики и тайны.
Роль цвета в видеопродакшне
В отличии от кино, рекламные ролики преследуют другие цели: продвинуть продукт и увеличить продажи. Здесь важна узнаваемость, поэтому реклама, в первую очередь, учитывает цвета бренда, в последнюю — особенности восприятия того или иного цвета. Но социальные или имиджевые видео иногда могут задействовать цветовое кодирование, чтобы вызвать нужные эмоции у зрителя.
К примеру, в этом ролике использован приём дискордантных цветов. Палитра ролика темно-синяя, но в разных местах намеренно сделаны жёлтые акценты (плед, подушки, книги). Потому что этот цвет обычно используется на предупреждающих об опасности знаках. При этом синий с жёлтым являются еще и комплементарными цветами, за счет чего эти акценты хорошо заметны.
Еще один пример использования дискордантной цветовой схемы в рекламе, чтобы создать визуальный контраст и подчеркнуть продукт в кадре.
В следующем примере красный цвет используется для того, чтобы вызвать у зрителя волнение, стресс и гнев, подобный тому, о котором повествует ролик. Он затрагивает проблему недоступности средств менструальной гигиены для многих молодых девушек и женщин, и показывает эмоции, которые они испытывают в таких ситуациях.