С каждым годом в России растет популярность темы экологии. По данным ТАСС, доля поисковых запросов в «Яндекс» про раздельный сбор мусора за последние 10 лет выросла в шесть раз, а интерес к правильной утилизации — в 2,7 раза. В мире спрос на всё экологичное еще выше. По исследованию Nielsen, 81% респондентов по всему миру считают, что бизнес должен помогать в улучшении окружающей среды. Чтобы соответствовать ценностям потребителей, бренды активно запускают рекламные кампании и проекты, привлекающие внимание к проблемам экологии. Как, например, Apple, IKEA или H&M. В России можно отметить СДЭК, который в прошлом году в коллаборации с командой 99recycle выпустили лимитированную коллекцию непромокаемых плащей из переработанной упаковки.
В этой статье мы покажем, как тренд на экологичность повлиял на визуальную часть коммуникации брендов с их аудиторией.
Тренд 1 – Несовершенство
По данным исследования продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в 2011 году треть мирового урожая фруктов и овощей отправлялись в отходы. Чаще это было связано с их эстетическими дефектами, а не с пригодностью или вкусовыми качествами. Тогда британский активист Тристрам Стюарт одним из первых обратил внимание на проблему и написал книгу, в которой упомянул дискриминацию уродливых фруктов и овощей.
Сейчас появились компании, продающие такие фрукты и овощи, например, Ugly Fruit Group и Misfits Market. Ряд супермаркетов в Европе, таких, как Intermarché, выставляют такую продукцию у себя со скидкой. В России магазины по-прежнему продают только откалиброванные фрукты и овощи, но производители уже просят торговые сети пустить на прилавки уродливые плоды.
Эти тенденции закономерно изменили отношение людей и к визуальной эстетике. К примеру, можно сравнить, как изображались фрукты на фотографиях в разное время. Раньше считалось нормой изображать яблоки ненастоящими, даже пластиковыми. Сейчас чаще встречаются картинки с фруктами, которые больше похожи на то, что мы видим в жизни.
Тренд коснулся не только изображения фруктов, но и еды в целом. Фуд-кадры в соцсетях выглядят более натуральными, а пользователи перестали ретушировать кадры до идеального состояния. Тенденция в итоге охватила также одежду, моду, красоту, здоровье и др. Яркий пример — выпуск журнала Vogue Italia.
Тренд 2 – Виртуализация потребления
По данным программы ООН по окружающей среде, индустрия моды производит 20% сточных вод и 8-10% глобальных выбросов углерода. Люди всё чаще задумываются об осознанном потреблении. Так, согласно исследованию Ipos, 43% россиян готовы менять привычки для улучшения экологии, а 40% заявляют, что им нравится покупать товары социально ответственных компаний. Это становится причиной выбора переработанных материалов, появления своп-распродаж, а также тренда на виртуальную одежду, косметику и аксессуары.
В 2018 году агентство Virtue выпустило первую коллекцию цифровой одежды для платформы скандинавского бренда Carlings. В 2020 году на этой же платформе появилось виртуальное ателье, где можно приобрести кибер-одежду.
Еще одним примером внедрения эко-трендов является DressX – это международная площадка по продаже виртуальной одежды. Её основатели стремятся показать, что некоторые виды одежды могут существовать только в цифровых версиях.
AR-приложение Wanna Kicks для примерки обуви обрело популярность после того, как в нём появились диджитал-кроссовки Gucci.
Как и индустрия моды, косметическая промышленность — один из основных загрязнителей окружающей среды. Технология дополненной реальности может снизить этот ущерб, а заодно помочь брендам в маркетинговом продвижении. В январе 2021 года Pinterest запустил функцию AR Try on future — примерка теней для век от своих партнеров Lancome, YSL, Urban Decay и NYX Cosmetics.
Возможно, в будущем мы уже не сможем визуально отличить реальную одежду или макияж на фотографии от её виртуальных аналогов.
Тренд 3 – Эко-френдли материалы
С каждым годом уменьшается количество одноразового пластика. В странах ЕС, например, с 2021 года запретили производить и продавать пластиковую посуду. Россия планирует ввести аналогичный запрет с 2023 года. Не только посуда стала более экологичной, появились упаковки и одежда из переработанных материалов, а также многоразовые эко-сумки для походов в магазин.
От использования неэкологичных материалов постепенно отказываются бренды одежды — Adidas, H&M, технологические компании — Apple, а также представители индустрии общественного питания. К примеру, до 2016 года Costa Coffee выкладывал в своих соцсетях фотографии с пластиковыми стаканчиками. В 2016 Costa Coffee ввел новую политику переработки пластика. Теперь во всех магазинах есть пункты утилизации, а изображения одноразовых стаканчиков постепенно исчезают из соцсетей бренда.
Тренд 4 – Природные цвета
В статье про цветовые тенденции мы говорили о том, что в 2022 году сохранится тренд на натуральные оттенки — это преимущественно зеленые и голубые палитры, которые отражают природное спокойствие и умиротворение, одновременно заряжая энергией.
Также в исследовании от Shutterstock можно заметить доминирование природных цветов.
Тренд на натуральные, спокойные оттенки можно увидеть у мировых брендов одежды. Например, в соцсетях COS 5 лет назад были яркие акценты фиолетового, индиго и золотого. А сегодня доминирующие цвета фона, деталей и самой одежды стали мягкими и приглушенными.
Тренд 5 – Climoji
Согласно исследованию платформы Emogi, 92% пользователей интернета используют эмоджи. Они вошли в повседневные разговоры и стали неким культурным кодом, который отражает происходящее в обществе.
В 2018 году даже появился специальный стикер-пак. Художницы Марина Зурков и Виниата Пани создали Climoji, которые отображают разные причины и последствия изменения климата. Это яркий пример того, как эко-тренд отразился на визуальной коммуникации.