16 популярных приёмов кинематографической съёмки и примеры их использования

27.07.2022

Кинематографичное видео

Люди любят кино. За сюжет, игру актеров и, конечно, визуал. Киношная картинка создается за счет композиции, цветового кодирования, постановки света, локации и декораций, профессионального оборудования и, главное, видеооператора — именно его мастерство делает видео таким особенным.

Кинематографические методы съёмки в рекламных и имиджевых роликах могут увеличить шансы на то, что зритель посмотрит их до конца. Кроме того, использование таких приёмов создаёт эффект дороговизны и качества настоящего фильма, что позитивно отражается на имидже бренда.

В этой статье собрали 16 популярных приёмов кинематографической съёмки, которые помогут создать киношную картинку в рекламе и привлечь внимание зрителя.

Основные операторские приёмы видеосъёмки

Для начала расскажем про базовые операторские приёмы, которые используют и в киноиндустрии, и в видеорекламе.

1. С высоты птичьего полета

Вид с высоты птичьего полёта — это по сути аэросъёмка, чтобы показать масштабы локации или пейзаж. Метод популярен в рекламных видеороликах в качестве начального кадра, который задает обстановку.

2. Дальний план

Приём помогает охватить камерой большую площадь и часто используется для съёмки установочного кадра, либо визуального сравнения масштабов предметов, например, человека, поднимающегося в гору. Дальний план также полезно применять, чтобы передать грандиозный размер локации.

https://youtu.be/iCbfq_-cd-g?t=14
Смотреть с 0:14

3. Общий план

Техника часто используется в образовательных роликах, либо для того, чтобы описать окружение сцены. В такой крупности человек показан во весь рост вместе с окружающей его обстановкой. В сравнении с дальним планом, объект стоит ближе к камере.

4. Средний план

Средние планы — одни из самых популярных приёмов операторской работы. Они акцентируют внимание на той или иной части сцены. С помощью средних планов показывают диалоги персонажей, например, знаменитая «восьмерка». Таким образом зритель может рассмотреть персонажей вблизи — увидеть язык тела и выражение лица субъекта.

5. Крупный план

Крупным планом изображается только голова персонажа. Демонстрация эмоций актёра помогает зрителям взаимодействовать с ним, устанавливать эмоциональную связь. Поскольку крупные планы также позволяют выделить объект из фона, они часто используются в промышленных видеороликах.

https://youtu.be/lJ3Vu8INg8U

Приёмы для создания киношной картинки

Из-за сложности в исполнении этих техник, они редко применяются в коммерческом производстве — их использование не всегда целесообразно. Но если вам нужно зацепить зрителя и произвести вау-эффект, эти методы могут добавить изюминку в ваш рекламный ролик.

6. Экстремально крупный план

Если нужно показать отдельные черты лица персонажа, например, глаза или рот, используется максимальная крупность. Такие кадры увеличивают интенсивность и драматизм сцены, поскольку зритель захвачен эмоциями актера.

Смотреть с 0:37

7. Спуск и подъём

Видеооператоры используют краны или специальные стрелы, чтобы плавно перемещать камеру из одного места в другое. Движение помогает создать визуальную перспективу происходящего. Такие кадры добавляют в сцену напряжение и часто используются в конце видео.

8. Панорамирование

Техника панорамной съёмки означает, что картинка поворачивается горизонтально в фиксированном положении. Это выглядит профессионально, поскольку камера движется ровно и плавно. Она имитирует движение головы зрителя, что создает завораживающее ощущение присутствия. Панорамные кадры идеально подходят для демонстрации окружения.

Смотреть с 0:33

9. Наклон

Эта кинематографическая техника получается, когда камера перемещается вертикально вверх и вниз из фиксированного положения. Приём используется для медленного раскрытия чего-либо в кадре по мере движения объектива, переключая фокус внимания зрителя с одной области на другую.

Смотреть с 0:14

10. Облет на 360 градусов

Совершается с помощью стедикама — специального ручного стабилизатора. Оператор обходит сцену вокруг, картинка при этом остается плавной и не дрожит. Подходит для использования в неподвижных сценах, где нужно создать динамику и напряжение.

Смотреть с 0:41

11. Следящая камера

Оператор следует за персонажем или «оглядывает» окружающее пространство. Для этого камеру устанавливают на колесную тележку, которая стоит на рельсах, и везут её за объектом во время его движения. Это придаёт сцене динамичность и создает эффект присутствия у зрителя.

12. Трекинг

Это эффект следящей камеры на максималках. Её устанавливают на объёкт, либо в точности имитируют его движения, чтобы создать эффект полного погружения. Часто камеру крепят на главного героя, чтобы вести съёмку от первого лица. Яркий пример — фильм  «Хардкор», который целиком снят от первого лица. После успеха киноленты, режиссёр Илья Найшуллер использовал приём и в рекламной съёмке.

Особенно эффектно это выглядит при проходе объекта через ограниченные пространства.

https://youtu.be/BdfrQxunRGI

13. Наезд

Наезд (и обратное движение, отъезд) — это одна из самых универсальных техник. Камеру перемещают назад, вперед или даже боком по рельсам на колесной тележке. Наезд на персонажа может вложить в его действия и слова больше смысла и важности. Отъезд же создаёт чувство изоляции, как будто мы бросаем героя, уходим от него.

https://youtu.be/nuACd3xTXNM

14. Транстрав, dolly zoom или эффект «Вертиго»

Оптический эффект, при котором предметы на переднем плане остаются на месте, а задний фон стремительно начинает отодвигаться назад. Это происходит за счет сужения угла съёмки, когда, например,  человек остается в крупности, а задний фон удаляется.

Смотреть с 0:17

15. Открытая диафрагма

Съёмка с открытой диафрагмой размывает фон, оставляя фокус только на главном объекте. Степень размытия регулируется за счет настроек камеры. Например, некоторые сцены фильма «Джокер» сняты с открытой диафрагмой.

16. Центральная композиция

Этот приём подразумевает, что главные персонажи и объекты расположены в центре кадра. К примеру, в фильме «Отель «Гранд-Будапешт»» четко прослеживается композиционная академичность. В большинстве кадров видна симметрия и уравновешенность, а сюжетно-важные объекты всегда в центре картинки.

Также может понравиться