Зарабатывать на микростоках стало сложнее, чем это было 10 лет назад. Конкуренция сшибает с ног даже опытных авторов, не говоря уже о новичках, многие из которых уходят с фотобанков так и не дождавшись хоть какой-нибудь прибыли.
Значит ли это, что продавать иллюстрации и фотографии через стоки больше не стоит? Алексей Утемов, фултайм микростокер и капитан команды Vector-Stock так не считает и даже открыл Школу стокеров, где учит авторов разбираться в особенностях этого бизнеса и грамотно продвигать свой портфель.
Алексей Утемов, микростокер, капитан команды Vector-Stock.
Как пришла идея создания школы? Сначала ведь была дизайн-студия?
Идея провести свой курс появилась давно, еще со времен Британки (Британская Высшая Школа Дизайна). Там мне нравилась тусовка творческих, сильных, а, главное, практикующих в индустрии ребят. Параллельно была студия (скорее команда фрилансеров на тот момент).
Сначала планировался курс по бренд-дизайну. Но потом дела-дела и идея с курсом была забыта. Я вернулся к микростокам после 4-летнего перерыва и неожиданно обнаружил, что есть очень много информации, в том числе и курсы, на тему «как рисовать» и про «пассивный заработок на микростоках». Но не было профессионального курса, где преподаватели могли бы взять на себя ответственность и назвать конкретные сроки и приёмы, разложить все по полочкам. И когда речь заходила о конкретных цифрах, фишках и «секретиках», оказывалось, что они растасканы по разным углам, и нет ни то что единого информационного центра, стоковой индустрии в России нет как таковой.
Поначалу я, как и многие, топтался на месте: делал много, а доход оставался постоянным. Я решил познакомиться со всеми участниками рынка, завел блог и начал делиться собранной на тот момент информацией. Расчет оказался верным, и стокеры начали понемногу раскрываться: пошло обсуждение, появился источник информации. Многие «топовые» ребята до сих пор хорошо «спрятаны», и это нормально. Но без ощущения индустрии мне просто не было смысла работать со стоками дальше.
Команда Алексея занимает 10-е место в рейтинге по версии M-Rank и загружает по 600 векторов в месяц.
Спустя год — полтора было собрано так много полезной информации,что формата блога в ЖЖ и сток-завтраков уже было мало. И тут я вспомнил про свою забытую идею с курсом. В аккурат под Новый год было принято решение провести большой благотворительный вебинар-конференцию, на котором можно было бы обсудить с коллегами текущую ситуацию на рынке и перспективы. Две недели я готовился к встрече и после 200-го слайда презентации понял, что информации слишком много, и её никак не впихнуть в 5 часов вебинара.
После этого и было принято решение провести курс для стокеров, которые «застряли» или не хотят тратить драгоценное время на долгую раскрутку и сбор информации по крупинкам. За это на меня, кстати, косятся некоторые коллеги-стокеры, но я считаю, что конкуренция сделает нас только сильнее.
Какой бизнес ближе сердцу: стоковый или на заказ?
Мое сердце, мозг, лёгкие и печень заняты исключительно стоками. Ни на что другое просто не остается времени. Студия, работавшая с постоянными клиентами, закрылась больше года назад.
Школа — зачем она? Растите будущее поколение сотрудников? Не конкурентов же развивать.
С сотрудниками (авторами) проблем нет, у нас очередь желающих присоединиться к команде. Я хочу именно конкурентов. Зубастых и злых (шутка). Как известно, человеку свойственно шевелиться только тогда, когда прижмёт. Я очень надеюсь, что у ребят получится составить нам достойную, честную конкуренцию. Это сделает нас всех только сильнее.
Вторая моя цель — самому учиться у ребят.
Общаться в режиме онлайн в течение месяца с 35 такими же, как ты сильными стокерами — дорогого стоит. Это мегакруто, это и есть та самая индустрия, тот самый информационный центр, которого мне когда-то не хватило.
Первый выпуск школы оставил осадок или приятное послевкусие?
Первый поток курса «Стокер на 1000$» выпустился буквально неделю назад. Ощущение, как будто знаешь всех этих людей (вероятно, личные консультации располагают). Для меня многое поменялось после этого курса. Я узнал, что на стоки людей приводит не только желание «пассивного дохода» и тяга к путешествиям, но нужда и даже беда. После этого начинаешь по-другому, ответственнее относиться к себе и к окружающим тебя людям.
Страшно учить других? Были неловкие моменты?
Учителем себя не могу назвать. На первом занятии (онлайн-касте) я так и говорю: Я пришёл учиться вместе с вами! Я сам всегда проверял своих учителей на прочность и профпригодность. Считаю, каждый должен так делать.
У нас не классическая форма образования, а динамическая. Любой может стать источником сакрального знания (что и случалось во время курса). Кто-то один узнает фишку и кидает ее в групповой чат — и вот уже ты в курсе последних новостей и бежишь менять презентацию и переписывать лекции (а заодно заливать работы по-новому). Кстати, именно поэтому я отказался от идеи записывать лекции заранее. Все лекции либо онлайн, либо пишутся в режиме онлайн и тут же обсуждаются.
Забавные моменты были, например, когда находил среди работ участников курса похожие на наши командные работы и ребята находили друг у друга, в общем, было весело. Но все всегда позитивно и дружелюбно.
Кто может придти к вам учиться? Есть отбор? Минимальные требования к участнику?
Отбор есть, после оплаты нужно пройти мини-собеседование. Обычно все понимают, куда и к кому они идут и что они получат. Программа курса подробно расписана по дням. К тому же проводится ознакомительная встреча перед курсом, так что все проходит гладко.
Главное — это целеустремленность. Есть портфели с 2012 года зависшие на 400 $, а есть молодые акулы, которые на 4-й месяц зарабатывают по 800 $, верный курс нужен и тем, и другим.
Есть ощущение удовлетворенности от первого выпуска?
На 300%. Я знал, что будет реальная польза, но чтобы настолько! Я очень рад за ребят и жалею, что в мое время такого курса не было (Олег SkillUp на тот момент проводил свои «движухи» в закрытом режиме, остальное было только по рисованию).
Есть ли результаты у ребят? Безусловно. Во-первых, курс — это прежде всего тусовка таких же, как ты людей, объединенных общей целью. То есть, создается некий энергетический поток (это история про мотивацию). Ребята стали рисовать больше и почти у всех рост по продажам. Во-вторых, все портфели примерно похожи и, если у кого-то продажи «встали», а у другого растут, можно быстро установить причину. Также во время курса все рисуют больше, конкуренция, пусть и дружеская, подстегивает. Например, за одну ночь специального задания «300 за ночь» победитель нарисовал больше 400 симиляров.
Как вы относитесь к плагиату собственных работ? Где грань между допустимым подражанием и наглым копированием?
Спокойно, если это не носит постоянный характер. За намеренно спланированное воровство мы наказываем линейкой по ушам (смеется). У нас, кстати, есть отдельный блок про плагиат. Эта тема самая животрепещущая в около-стоковых кругах. И это большая проблема — от нехватки собственных идей иллюстраторы идут и срисовывают друг у друга.
Мы эту проблему решаем кардинально — у нас огромный постоянно пополняемый список тем. На стоках стараемся принципиально не смотреть. Но на 100% защититься невозможно, когда на стоках больше миллиарда элементов, пересечения по тем или иным параметрам неизбежны.
Сами идеи берете у кого-нибудь? Где брать идеи иллюстратору?
Хорошая, перспективная идея у нас на вес золота. Берём их из жизни, кино, книг, бехансов и дриблов, — откуда угодно, но мы всегда, ВСЕГДА думаем от лица покупателя и его потребностей, кроме того, много времени уделяем тренд-серчингу и исследованиям.
Идеи стали одним из самых важных активов сток-студий.
Сколько сотрудников в вашей студии? Как распределены обязанности?
Конкретное число не раскрывается, а вот обязанности распределены: есть авторы, есть аттрибуторы (ключевики прописывают), есть тренд-серчеры и темщики (как правило, один человек). Часть обязанностей может плавать от человека к человеку, к чему душа лежит или что лучше получается. Есть арт-директор и т. д.
У ваших сотрудников есть собственные портфолио на стоках?
Это обязательное условие для всех, с кем мы работаем. Почему нет?
У вас есть юрист? Защищаете свое авторское право и посягательства на него? Отслеживаете, где использованы ваши работы?
Юрист, с которым мы работаем, есть ещё со времен дизайн-студии. Думаю, все эти войны по отслеживанию своих прав требуют больше ресурсов, чем силы одного юриста. Это отдельная история и она не всегда имеет смысл.
Вы следите за судьбой и успехами выпускников школы?
После первого курса у нас остался групповой чат, все общаемся и следим друг за другом. Договорились проверить свой план по финансам через полгодика.
Есть ученики, которыми вы гордитесь?
Если про Школу Стокера, то все ребята молодцы. Особенно те, кто активно участвовал в жизни курса и выполнял все практические задания.
Кроме курса, других учеников у меня нет, коучингом и персональным наставничеством я не занимаюсь. Вся моя жизнь — это семья, командная работа и Школа.
Алексей ака microvector недавно продал свой портфель. Как вы относитесь к продаже портфелей? Сами когда-нибудь думали о перспективе продать свой?
Нам тоже поступило предложение о продаже портфеля. Это нормальный шаг, стоки — это бизнес, любой бизнес продаётся и покупается. Но мы приняли решение портфель не продавать, ещё повоюем! 🙂
Дорогие иллюстраторы, вы еще можете успеть записаться на второй поток. Фотобанк PressFoto ждет вас у себя после завершения курса. Ученики, окончившие Школу Стокера, принимаются в ряды авторов фотобанка без загрузки тестовых работ! Присылайте заявки на maria@pressfoto.com
Контакты:
Изображение на обложке: ©mast3r