Хороший вопрос для дизайнеров-фрилансеров, которые хотят работать с большими заказами. Многие вообще не думают о лицензиях на стоковый контент, а в итоге теряют заказчиков и портят репутацию. Чтобы этого не случилось, лучше один раз прочитать эту статью.
Когда вы работаете над своим проектом, правила использования стоковых изображений довольно прозрачны. Но стоит только представить, что работать предстоит над материалами для клиента, все становится сложнее.
Вы можете спросить себя:
«Как правильно и законно использовать стоковые фото в проекте моего клиента?»
Чтобы ответить точно, нужно уделить внимание лицензионному соглашению, которое заключается при покупке изображения на фотостоке. На разных ресурсах условия передачи прав на использование фотографий могут варьироваться. Поэтому советуем не пренебрегать изучением документов.
Однако, чаще всего, действует правило:
Продавать, сублицензировать, сдавать произведение в прокат, аренду, лизинг, а также передавать третьим лицам любым способом на безвозмездной основе запрещено.
И даже если вы отредактировали купленное на фотостоке изображение, это правило всё равно останется в силе. Вы можете изменять фото по своему усмотрению (кроме создания оскорбительных или порнографических изображений). Но это не отменяет прав автора на произведение. Поэтому даже в измененном виде вы не можете продавать фото клиенту как свое.
Как тогда быть?
Выход из ситуации есть. И он достаточно прост. Попросите клиента создать свой аккаунт на фотостоке и дайте ссылку на оригинал отредактированного вами изображения. Загрузив фото самостоятельно, заказчик получит полное право использовать его в своих проектах. А вы не станете нарушителем лицензионного соглашения и сможете спокойно работать над заказом.
Возможно, неискушенному клиенту будет непонятно, зачем нужны все эти «сложности» и почему он не может просто воспользоваться вашей копией изображения без дополнительной платы за лицензию. Но постарайтесь доходчиво объяснить, что:
- Такой способ оградит компанию от проблем с авторским правом.
- Клиент получит документ, подтверждающий право использования изображения.
- Заплатив всего один раз небольшую сумму за лицензию, заказчик сможет свободно использовать фото почти для любых маркетинговых целей.
Расскажите клиенту о видах лицензий на изображения
Еще один важнейший нюанс — это четко выяснить, для каких целей потребуется фото. У клиента не всегда есть время и возможность подробно изучить правила использования изображений. А это может привести к ошибкам при покупке и использовании загруженных фотографий.
Чтобы этого не случилось, помогите своим заказчикам выбрать нужный вид лицензии. Чаще всего, речь будет идти о лицензии Royalty Free.
Стандартная лицензия позволит многократно использовать фото для рекламы, маркетинговых материалов, оформления сайта, газет и журналов с малым тиражом. Но этот вид лицензии не подойдет для наружной рекламы, перепродажи изображения (на футболках, кружках, репродукциях и т. д) или дизайна упаковки товара.
Расширенная лицензия позволит обойти эти ограничения. Но стоить изображение будет больше, чем при стандартной лицензии.
А как же эксклюзивность?
Обычно приобретения фото по лицензии Royalty free бывает вполне достаточно. Но иногда вы можете встретиться с одной неприятной проблемой. Клиент, следуя вашему совету, заплатил за фото, загрузил его, а потом увидел такое же изображение в рекламе своих конкурентов. Конечно, в этом мало приятного. И, возможно, часть негатива будет адресована вам.
Чтобы оградить себя от подобных претензий, заранее выясните:
- Насколько клиенту принципиальна уникальность изображения?
- Готов ли он за эту уникальность заплатить?
Дело в том, что лицензия Royalty Free не дает эксклюзивного права пользоваться изображением. Фактически кто угодно может скачать и использовать такое же фото в своей рекламе. Зато цены довольно демократичны.
Лицензия RM (Rights-managed) даст эксклюзивное право пользоваться изображением в течение оговоренного периода времени. Тут уж у конкурентов не будет ни единой законной возможности скопировать ваш дизайн. Но RM — это самый дорогой вид лицензии. К тому же он встречается только у крупных игроков рынка стоковой фотографии. Да и не все клиенты готовы платить завышенную цену. Но если у вас крупный и серьезный заказчик, а уникальность рекламной кампании — обязательное условие, предложить такой вариант вы просто обязаны.
Говоря проще, вы должны поставить клиента перед выбором: сэкономить на покупке фото или «раскошелиться», но получить эксклюзив.
Если вы четко проговорите все это, заказчик будет вам благодарен за подробную консультацию. А вы будете выглядеть более компетентным специалистом. Это не только избавит вас от сложностей и недопонимания, но и, вероятно, позволит приобрести постоянного клиента.
Как использовать изображения Royalty Free и создавать уникальный дизайн?
Если все-таки работать предстоит с Royalty Free фотографией, вы все равно можете создать оригинальный рекламный материал!
- Ищите фото тщательней. Используйте больше ключевых слов и старайтесь не брать изображения с первых страниц с результатами поиска.
- Используйте инструмент обратного поиска в Google Images. Это поможет увидеть, насколько часто фото использовано другими компаниями. Если результатов получилось много, лучше поищите что-нибудь другое.
- Будьте креативны при обработке фото. Иногда всего несколько эффектов в фотошопе могут изменить стоковое фото до неузнаваемости. Это тоже неплохой способ сделать изображение уникальным.
В целом, ваша работа с клиентами должна выстраиваться по алгоритму:
- Выясните, для каких целей клиенту нужно изображение.
- Расскажите о лицензиях на фото (стандартной, расширенной и RM) и помогите выбрать подходящую для решения его задач.
- Найдите изображение и согласуйте его с клиентом. Не забудьте изучить лицензионное соглашение!
- Помогите клиенту создать свой аккаунт на фотостоке и загрузить фотографию.
- Приступайте к работе по созданию рекламных материалов!
Знания о том, как использовать стоковые фото для проектов клиента дадут вам массу преимуществ перед другими дизайнерами. Пока они будут обдумывать свои шаги и ошибаться, вы будете давать заказчику быстрые и готовые решения! А это большой плюс для вашей профессиональной репутации.