По разные стороны микростоковых баррикад

29.04.2015

Между стоковыми фотографами и покупателями должен быть диалог, в противном случае проигрывают все.

Микростоки — это своего рода суп, его варят сотни фотографов с разным опытом и представлением о том, какой вкус должен быть у готового блюда, для миллионов покупателей, каждый из которых хочет выудить из этого супа именно тот ингредиент, который будет идеально соответствовать его целям и задачам. Но иногда кажется, что фотографы забывают о нуждах покупателей, а покупатели о субъективизме фотографов. Мы задались вопросом, что происходит в головах у тех и у других в процессе взаимодействия?

dialog-between-stock-photographers-and-buyers-man

О чем думал фотограф? Фото с сайта Awkward stock photos.

Наверное, вы не раз видели в социальных сетях и на разных юмористических ресурсах посты в стиле «Адские стоковые фото». Есть даже целые сайты, посвященные стоковым фотографиям, назначение которых остается загадкой. Смотришь на нее и думаешь, что хотел сказать фотограф? Почему он решил, что это фото кто-то захочет купить?

Конечно, фотографов можно понять. Они работают без брифов и техзаданий, ориентируясь лишь на собственный опыт, тренды и чутье. Условно, их можно разделить на три категории: первые выбирают узкую тематику и много лет работают только в ней, в конечном счете, лучше узнавая потребности своей аудитории. Вторые стремятся объять необъятное и снимают все подряд, в надежде, что хоть что-то да «выстрелит». Третья же категория просто выражает себя, реализует свои творческие порывы. Думают ли они о своем покупателе? Как выяснилось, крайне редко.

 

Фотографы о покупателях

dialog-between-stock-photographers-and-buyers-fotograph

Во взаимоотношениях: фотограф — микросток — покупатель, микросток выступает в роли посредника. Мы ведем статистику, анализируем спрос и на основании полученных данных формируем адекватное предложение. Но, как показывает практика, даже несмотря на многомиллионные базы, клиенты не всегда находят то, что им нужно, в то время как фотографы жалуются на низкие продажи. Работая с микростоками, автор должен четко представлять, где и кем его фотографии могут быть использованы. Мало придумать красивую картинку, подобрать модель и декорации, надо еще понять, кому может быть нужна эта модель в этом конкретном контексте и трезво оценить спрос.

Многие авторы не задумываются о конечном потребителе.

Часто авторы воспринимают покупателей на стоках, как что-то абстрактное, виртуальное и часто негативное. По их мнению, покупатель — тот, кто берет готовую работу и использует ее не так и не там, где хотелось бы автору. Одно из самых распространенных убеждений — у каждого изображения есть свой покупатель. Но вы представляете себе, чтобы человек вводил в строке поиска запрос: «Мужчина в костюме с деревом, вместо головы»?

Есть сознательные авторы, которые думают об удобстве клиента, предусматривая на изображениях место для текста и другие полезные моменты. Но даже они считают, что угадать желания потенциального покупателя невозможно. «Каждый покупатель имеет в голове какую-либо специфическую картинку. И даже если мы возьмем X обезьянок, снимающих Y темы в течение Z дней, вполне возможно, мы не добьемся того самого угла обзора и ракурса, который хочет клиент», — говорит Шон Лок.

dialog-between-stock-photographers-and-buyers-studio

Встречаются более радикальные мнения. Терри Дэвис выразил свое отношение к теме так: «То, что я снимаю для стоков, больше рассказывает обо мне и совершенствовании моих навыков, чем о предоставлении материала клиентам. Я не могу предсказать кто/почему/как, потому я просто не беспокоюсь об этом. Я исследую некоторые темы или тренды или создаю свои, но я не отступаю от своего пути для кого бы то ни было».

К сожалению, эти авторы упускают из внимания, что фотографировать надо не для фотостоков и уж тем более не для себя, а для людей, которые бы захотели купить эти фотографии. Вместо того чтобы плодить миллионы странных снимков в надежде, что на каждую найдется свой покупатель, гораздо продуктивнее сразу делать адекватный контент.

 

Покупатели о фотографах

dialog-between-stock-photographers-and-buyers-designer

Несмотря на то что фотографы имеют расплывчатое представление о покупателях, у покупателей есть вполне конкретные пожелания к стоковым фотографиям. Подавляющая масса клиентов фотостоков — дизайнеры, которым нужен визуальный контент для создания маркетинговых коммуникаций на всех уровнях: от буклетов и вывесок, до сайтов и оформления BTL-мероприятий.

Дизайнеры, в свою очередь, тесно общаются со своими клиентами, следят за последними трендами и имеют доступ к актуальным маркетинговым исследованиям (их обычно предоставляют крупные клиенты), поэтому знают, что нравится людям и какие фотографии будут работать лучше.

Основные клиенты фотостоков — дизайнеры. 

Веб-дизайнер Эндрю Колдвел в интервью PressFoto дал несколько советов стоковым фотографам: «Избегайте клише и постановочных фотографий. Не редактируйте фотографии слишком сильно. Сильный постпродакшен ни чуть не лучше, чем клиширование. Хорошая фотография не должна быть постановочной, потому что люди так не выглядят и не ведут себя в реальной жизни. Если зритель не верит, что фотография настоящая, то она — провальная. Если изображение выглядит «поддельным», то и впечатление от продукта/бренда будет плохим. Ну, за исключением тех случаев, когда фото намеренно делают искусственным для определенной кампании или аудитории, чтобы донести до зрителей специально заложенный смысл. Чем естественнее позы, освещение и обстановка, тем лучше».

Но сколько бы советов ни давали, всегда проще не думать, а снимать, что хочется. В то же время дизайнеры имеют довольно реалистичное представление о том, как работают и как думают стоковые фотографы.

Павел Чарушин, дизайнер: «Типичный фотограф микростока — это едва ли утонченный путешественник с романтичным глазомерным прищуром. Это скорее стахановец с тоннами материала, плотным расписанием и истертой техникой. Чтобы на микростоке зарабатывать, требуется серьезный поток, поэтому такой фотограф — в вечном поиске объектов своей специализации. Хотя, более распространен подход, когда фотограф, изредка раскидывает некоторые свои работы по стокам. И тогда его образ размывается до любителя-энтузиаста с кучей никому не нужных фотографий закатов, пейзажей, макроформ и прочих вторичных категорий микростоков».

dialog-between-stock-photographers-and-buyers-monitor

Пообщавшись с обеими сторонами, мы пришли к выводу, что отгораживаясь друг от друга монитором, камерой и пространством, мы забываем, что делаем свою работу для людей и что за каждым монитором находится человек. Авторы создают фотографии для собственного удовольствия, не задумываясь об их будущем, а клиенты забывают, что стоковая фотография — это не фотосессия на заказ, а полет фантазии каждого отдельного автора.

У нас, как у посредника, есть видение клиентов и целостная картина портфолио авторов и, конечно, мы стараемся найти своего покупателя для каждого изображения. Но, передавая фотобанкам все полномочия по подбору клиентов, авторы забывают о конечном потребителе. А клиенты заблуждаются, считая, что стоковые фотографии создаются для их конкретных нужд.

PressFoto видит своей целью упростить процесс взаимопонимания сторон, поэтому в ближайшее время вас ждут интервью с фотографами и дизайнерами в нашем блоге. Мы постараемся рассказать о создании ярких и своеобразных фотографий и их использовании в «жизни», об интересах авторов и клиентов. Мы познакомим вас лицом к лицу, дадим возможность заглянуть внутрь процесса создания изображений и расскажем о том, как клиенты находят свои работы. Давайте больше общаться!

Также может понравиться