На этой неделе в рубрике Блиц мы поговорим с Яном Миксом (Jan Miks) — выдающимся фотографом сообщества PressFoto.
После многих лет работы микростоковым фотографом Ян утверждает, что покупатели, как правило, ищут что-то особенное, но продолжают скачивать очень простые, распространённые фотографии.
PF.: Привет, Ян! Спасибо, что нашел время и согласился рассказать читателям нашего блога о себе и своей профессии. Расскажи, с чего началась твоя карьера стокового фотографа?
Ян: Это началось в конце 20 века (звучит внушительно:). Я работал аккаунт-менеджером в международном рекламном агентстве, но через несколько лет понял, что не хочу всю жизнь быть «офисным планктоном». Благодаря удачному стечению обстоятельств и, не буду скромничать, моему трудолюбию и таланту, я начал новую деятельность. Сначала стал работать дизайнером в газетах, местных студиях и крупных рекламных агентствах. Потом стал работать дизайнером на фрилансе и ассистентом фотографа. Занимался всем подряд: от дизайна флаеров, до вебсайтов, и фотография в то время была для меня только хобби. Через лет пять я подумал: «Почему я должен платить за эти изображения? Я могу сделать так же, а может даже лучше!». Как-то так… Конечно, я сомневаюсь, что поначалу так оно и было, но всем нам нужно с чего-то начинать.
PF.: С чего начинается твой обычный день? Ты первым делом проверяешь свои странички в соц. сетях и Instagram, или же делаешь чашку кофе?
Ян: Все начинается с кнопки «Espresso» на кофемашине. Пока кофе готовится, я проверяю Facebook, новостные сайты и свой заработок на микростоках.
PF.: Что ты чаще используешь в обычной жизни (не для работы), профессиональный фотоаппарат или мобильные девайсы?
Ян: Раньше я носил с собой «зеркалку», но потом разленился, и купил мыльницу. После 50 снимков она была «похоронена» в ящике стола. Теперь я снимаю на свой iPhone. Конечно, эти снимки нельзя использовать для стоковой фотографии. Многие не согласятся, но я считаю качество снимков, сделанных телефоном, неприемлемым, за исключением тех случаев, когда содержание важнее качества.
PF.: Что ты думаешь о приложениях, которые позволяют накладывать на фотографию разные фильтры и рамки. Смогут ли они однажды вытеснить Photoshop?
Ян: Не знаю. Я фанат Adobe и подписчик Creative Cloud. Знаю, что это недешево, но Adobe сильно опережает своих конкурентов. Все эти бесплатные, или почти бесплатные, фильтры и рамки сейчас популярны, но надолго ли? Кроме того, я предпочитаю оставлять фотографии без сильной ретуши — дизайнер сам выберет нужный фильтр и сделает кадрирование так, как ему нужно.
PF.: Как фотографу, нравится ли тебе, когда люди тебя фотографируют? Любишь смотреть на фотографии самого себя?
Ян: Терпеть не могу! Обычно стараюсь притвориться, что меня здесь нет. К счастью, в большинстве случаев я стою не перед объективом, а за ним.
PF.: Анализируя свою работу, какого рода фотографий там больше? Люди, животные, архитектура, пейзажи или автопортреты? Или всего поровну?
Ян: Разные предметы, еда, технологии, векторные иллюстрации — почти все. Я не люблю фотографировать людей, за одним исключением — моя дочь. Пейзажи, как правило, тоже не снимаю, могу любоваться, но не фотографировать. Наверное, потому, что мне лень таскать с собой «зеркалку» и штатив.
PF.: Какой аватар ты используешь в соц. сетях? Автопортрет, что-то из своих работ или логотип компании?
Ян: Обычно, логотип или абстрактный фон. Как правило, я не использую социальные сети для продвижения своих работ. Конечно, у меня есть вебсайт, Facebook, Twitter и Google+, но я не обновлял их очень давно.
PF.: Ты когда-нибудь фотографируешь во время управления автомобилем или пока едешь в лифте?
Ян: Только в пробке, если вижу что-то интересное. Пока ничего интересного в лифте не видел:)
PF.: Можешь назвать самую высокую точку, с которой ты когда-либо фотографировал (горы, крыши зданий, самолет и т. д.)?
Ян: Не могу припомнить чего-то особенного. Как и все остальные, я фотографирую облака из окна самолета во время перелетов.
PF.: Какой у тебя подход к аккаунтам в социальных сетях? Ты их используешь только для работы или же делишься и личными фотографиями тоже? Разделяешь ли ты аккаунты для работы и для личных контактов?
Ян: У меня разные аккаунты для работы и для личного общения. Тем не менее, в моём портфолио можно найти фотографии моей дочери. Надеюсь, она не убьет меня однажды из-за этого.
PF.: Когда ты общаешься с человеком онлайн или просматриваешь аккаунты пользователей, к примеру, в LinkedIn или на eBay, ты обращаешь внимание на аватары? Испытываешь ли ты недоверие к пользователю, у которого его нет?
Ян: Нет. Многие используют чужие или даже ворованные стоковые фото для аватаров.
PF.: Фотография для тебя это — хобби, которое приносит деньги, или же все намного серьезнее?
Ян: Надо признаться, что после долгих лет почти ежедневной рутины, время от времени нужно делать перерыв и заниматься чем-то совершенно другим, чтобы возвращать себе вдохновение.
PF.: Если бы тебе довелось пообщаться со своими покупателями, что бы ты им сказал или посоветовал?
Ян: У разных покупателей разные нужды, так что здесь нет какого-то универсального пожелания. Хотя случайному покупателю я бы сказал: «Не выбирайте по цене — это еще не гарантия качества. Выбирайте агентства, которые предлагают кредитные пакеты или выгодную подписку. Скачайте изображение и внимательно его изучите». Я говорю так потому, что у меня самого есть негативный опыт покупок на одном из крупнейших мировых стоков. Их большие JPG были настолько сжаты (вероятно, ради экономии дискового пространства), что их просто невозможно было использовать. И, если все-таки возникли сомнения, читайте форумы, где покупатели обмениваются опытом. Низкая цена ничто в сравнении с плохим сервисом и сайтом с кучей багов.
PF.: Что ты можешь сказать тем дизайнерам, которые используют твои фотографии, не заплатив за них?
Ян: «А вы хотите работать бесплатно?». С другой стороны, многие потенциальные покупатели считают, что они не могут позволить себе купить изображения, и даже не знают о существовании недорогих стоков. А в это время стоки борются между собой, бесконечно снижая цены, вместо того, чтобы сфокусироваться на просвещении новых клиентов, которые даже понятия не имеют о недорогой стоковой фотографии. Как ни странно, мне часто приходилось объяснять людям, что есть альтернатива потраченным на макростоке двум тысячам долларов. Так или иначе, я думаю, что и Google может что-то сделать, чтобы защитить авторские работы. Вопрос в том, хотят ли они этого?
PF.: Как ты думаешь, чего клиенты ожидают от твоих изображений после покупки?
Ян: Полагаю, что покупатели хотят получить именно то, что они видят на миниатюре. Никаких скрытых, неприятных сюрпризов. Я видел на разных форумах так называемых «фотографов», которые писали что-то вроде: «Круто! Инспекторы приняли мою совершенно размытую фотографию». Возможно, некоторые мои фотографии не идеальны, но я прилагаю все свои усилия, чтобы сделать их настолько идеальными, насколько это возможно. Если вы хотите, чтобы покупали больше ваших фотографий, вы не можете разочаровывать покупателей низким качеством.
PF.: Что, на твой взгляд, отличает твои фотографии от работ других фотографов? Каким слоганом можно было бы их охарактеризовать?
Ян: Будет очень дерзко заявить «я другой» в микростоковой сфере, где полно клише. Если вы нашли свою нишу и создаете что-то уникальное, что хорошо продается, вас скопируют сотню раз за пару недель. Если же сделать что-то уж совсем самобытное, то это и купят один раз в жизни. С другой стороны, покупатели постоянно ищут чего-то особенного, а скачивают обычные изображения.
Как дизайнер, могу сказать, что клиенты часто хотят видеть «свежесть и необычность», но, в конце концов, выбирают самые традиционные или скучные проекты. Мое преимущество, наверное, в том, что я смотрю на свои фотографии глазами дизайнера. Я создал много фотографий только потому, что в свое время они были нужны мне для моей собственной работы, но тогда я так и не нашел того, что нужно на фотостоках. А каким слоганом можно было бы охарактеризовать мои работы? Понятия не имею. Я замечательный дизайнер, иллюстратор, фотограф и философ, но посредственный копирайтер и танцор. :))
Все изображения защищены авторским правом. © PressFoto/JanMiks Портфолио Яна на фотобанке PressFoto.
Автор: Rogneda Elagina-Apperson. Перевод PressFoto.