Интервью со стоковым иллюстратором Анастасией Поповой. Зарабатывать на стоках может далеко не каждый. Но если у вас есть талант к фотографии, рисованию или съемкам видео — попробовать стоит.
Уже восемь лет Анастасия Попова из Челябинска рисует для микростоков и лишь изредка подрабатывает иллюстратором на фрилансе. За это время она смогла купить квартиру, исследовать Азию и освоить несколько хобби. Анастасия рассказала PressFoto, как она нашла свой стиль, и почему теперь совершенно не переживает из-за новостей о кризисе в российской экономике.
Анастасия Попова (Sonne On), иллюстратор, стокер. Фото: Алексей Туленков.
Наша встреча произошла в лучших традициях глянцевых журналов, где главная героиня интервью влетает в кафе с широкой улыбкой и приносит с собой неповторимую атмосферу оторванности от суетного мира.
Анастасия оказалась невероятно умиротворенной девушкой, которая в разгар рабочего дня никуда не спешит. «Это одно из главных преимуществ стокеров и фрилансеров, когда ты сам планируешь свое время и можешь спокойно встречаться с друзьями в середине дня», пояснила она.
По образованию я графический дизайнер, но, проработав в рекламе полгода, поняла, что это — не совсем мое. Это была рутинная работа, где главное правило: «Как можно ярче и крупнее», по срокам «всё нужно сделать ещё вчера» и мало разбега для творчества. Поэтому я сделала акцент на своем давнем увлечении — рисовании, и не прогадала.
Иллюстратором я стала по велению судьбы и прихоти кризиса 2008 года. После окончания института я оказалась в сложной ситуации: у меня был диплом, почти нулевой опыт работы и кризис, который даже опытных специалистов оставил без заработка.
В поисках источника дохода, я наткнулась на информацию о микростоках и поняла, что именно здесь я смогу заработать во время кризиса. Но рисование и свобода от офисных жёстких рамок затянули настолько, что вот уже 8 лет я рисую и с гордостью могу сказать, я иллюстратор с опытом!
О плюсах стоков
Золотые монеты /Sonne On
Можно говорить очень долго. Их масса! Ни за что не променяю микростоки на пятидневку в офисе.
Если конкретнее, то, во-первых, это хороший доход. Я сама купила квартиру, машину, много путешествую. А во-вторых, независимость от колебаний курса доллара. Как бы это ни звучало, но мне даже выгоднее, что рубль падает, ведь выплаты я получаю в валюте.
О недостатках стоков
Рабочее место / Sonne On
Отсутствие стажа, социальных гарантий, декретных и прочего, что полагается сотрудникам, работающим в компаниях.
Мама до сих пор уверена, что стоки — это несерьезно. Постоянно говорит мне: «Иди работай на обычную работу, а параллельно, когда будет свободное время, будешь рисовать на стоки». Она очень переживает, что у меня нет пенсионных отчислений, и никак не может принять тот факт, что стоки — это такая же работа, как и любая другая. Поначалу было еще сложнее, но я упрямая и настояла на своем.
Тяжелый старт
Мне повезло, потому что деньги на стоках я начала получать с первого же месяца. Тогда, восемь лет назад, микростоки были чем-то новым для всех, и конкуренции практически не было. Сразу после загрузки первых работ я стала получать сначала 100, потом 200, потом 500 долларов в месяц. Это меня окрылило. Наверное, поэтому я, в отличие от моих родителей, была так спокойна и уверена в успехе.
Сейчас, конечно же, сложнее начать и нужно очень много работать. Я попала в удачное время, заняла свою нишу. Глядя на уровень работ, которые рисуют сейчас, понимаю, что мне очень повезло.
Стоки расслабляют
Постоянный пассивный доход — благодатная почва для лени. Привыкаешь, что портфолио работает, даже если ничего не загружать. Очень легко расслабиться и выпасть из обоймы. Проводишь время с друзьями, родственниками. Со временем все труднее сесть за работу, поэтому нужно постоянно держать себя в тонусе. Лучшее качество успешного иллюстратора — самоконтроль!
Главное — найти свой стиль
Как и у многих стоковых иллюстраторов, в начале творческой карьеры у меня возникла сложность — поиск своего стиля и тематики, которая была бы близка сердцу и при этом имела хороший отклик у покупателей.
Свой стиль я выработала путем экспериментов. Поначалу пробовала разные подходы: рисовала сложные сцены со множеством деталей, тратила уйму времени на прорисовку и обработку иллюстраций. Мне это не приносило удовольствия — работа сильно утомляла. А когда иллюстрации, в которые было вложено столько сил, еще и не продавались так, как хотелось бы, расстраивалась еще сильнее.
Линейная графика мне близка. Пара штрихов, быстро, красиво — рисовать одно удовольствие. И покупателям нравится. А еще я никогда не планирую работу. Просто сажусь и начинаю рисовать — куда вдохновение приведет, то и получается.
В чем секрет успеха на стоках
В работе на микростоках нужно чаще интересоваться новостями и нововведениями. Иногда я нахожу полезную информацию с большим опозданием. Мой самый большой «фейл» в этом вопросе, когда я продолжала рисовать на стоки без прозрачностей (да, да было такое время, когда прозрачности и эффекты наложения были недопустимы), а оказалось, что уже полгода как можно!
Секрет успеха стокера — держать «нос по ветру»! Чувствовать тренды и постоянно меняющиеся потребности покупателей, но и изменения требований фотобанков не пропускать.
Высший пилотаж успеха на микростоках, и не только: подстроить рынок под себя. Найти свой уникальный стиль и создавать что-то такое, чего ещё никто не делал. Кажется, что это невозможно, но я видела много таких примеров. Кто-то один нарисует что-то интересное, остальные подхватывают, и так рождается новый тренд!
Как я организую свою работу
Когда рисую, я не думаю о том, где могут быть использованы мои иллюстрации. Но когда рисунок уже готов, сажусь за симиляры и уже тогда могу адаптировать их под какой-то конкретный формат. В последнее время нравится делать разные визитки и макеты сайтов.
Я работаю примерно с 25 стоками, поэтому как минимум один день выделяю на атрибутирование и загрузку файлов. Допустим, рисую всю неделю, а в субботу у меня день загрузки. Воскресенье — выходной. Сейчас у меня уже все отработано до автоматизма, и занимает немного времени. Конечно, пользуюсь программами типа StockSubmitter (stocksubmitter.com), которые сильно облегчают жизнь стокерам.
Анастасия Попова на интервью с PressFoto. Фото: Алексей Туленков.
Ключевики к иллюстрациям прописываю сама, не доверяю это программам. С течением времени пересматриваю портфолио и обновляю ключевики, добавляю новые запросы, которые пользуются популярностью у покупателей.
Могу удалить старые иллюстрации, которые считаю совсем уж «страшненькими», но даже такие работы время от времени продаются. Особенно удивительно, когда такие рисунки покупают по расширенной лицензии. Тебе, как иллюстратору, за эту работу стыдно, а она, оказывается, кому-то нужна.
Многие удивляются, когда узнают, что я рисую даже не на графическом планшете, а простой мышкой Apple, которая, кстати, не из самых удобных. А я уже привыкла и мне нравится. В планах есть покупка планшета, но я пока не определилась, чего именно хочу, поэтому не тороплюсь.
Использовать хобби как вдохновение
Недавно я стала заниматься йогой и параллельно начала рисовать иллюстрации в этой тематике.
Мне безумно нравится рисовать йогу, да и покупают ее очень хорошо. Более того, у меня появился стабильный поток клиентов, которые увидели мои иллюстрации на тему йоги на стоках и вышли на меня напрямую с просьбой сделать иллюстрации в таком же стиле.
Кроме йоги вдохновение ищу здесь: Dribbble, Pinterest, Typography served, The inspiration grid, а также на Adme.
Как узнать, кто покупает твои иллюстрации
Пример реализованных работ.
Несколько лет назад я озадачилась этим вопросом и начала искать свои работы через Google поиск по картинкам. Их оказалось очень много! Есть, конечно, какие-то нелепые примеры использования, но в основном мне всё нравится.
Как-то раз в Таиланде я увидела свою иллюстрацию в салоне красоты. Притом она была не просто напечатана, а вылеплена из гипса в объеме. Некоторые работы присылают клиенты, с которыми работаю напрямую. Что-то могут прислать другие иллюстраторы, с которыми общаюсь на форумах.
Видеть свои рисунки на готовых продуктах или в рекламе очень приятно. Понимаешь, что не зря старалась и кому-то это было нужно.
Борьба с плагиатом
Недавно был случай, когда одна девушка на Shutterstock скопировала мою работу. И рисунок-то был простой, можно самому что-то подобное нарисовать, но она взяла и скопировала мою иллюстрацию практически один в один.
Я написала ей письмо с вежливой просьбой удалить этот рисунок, на что она мне очень грубо ответила, что все рисует сама и ничего удалять не будет. Я еще раз предупредила ее, что если она не удалит, мне придется написать в поддержку, и тогда ее заблокируют, но вновь получила грубый отказ.
Мне стало обидно, что копия моей работы оказалась даже выше по популярности, чем оригинал, и я написала в поддержку. Естественно, ее заблокировали, потому что это был явный плагиат. Но самое удивительное началось потом: эта девушка буквально завалила меня письмами, жаловалась, что она мать-одиночка, у нее ужасное положение в жизни, стала обвинять меня во всех своих бедах и требовать, чтобы я отозвала свою жалобу в службу поддержки и попросила их, чтобы ее разблокировали. Она даже высылала мне свои фотографии, где она беременная. Но я ни чем ей помочь уже не могла — ее заблокировали, и процесс разбирательств был запущен.
Вообще, не люблю плагиатчиков, да и кто их любит. Какие бы у вас ни были причины — рисуйте сами, зачем наживаться на чужом таланте? А если не получается, есть ведь и другие способы зарабатывать, не только иллюстрации!
Скажу честно, после интервью с Анастасией Поповой рисовать для стоков захотелось даже мне, редактору блога! Действительно ли, начать зарабатывать на стоках, занимаясь любимым делом, так же просто как рассказывает Анастасия, или же успех приходит не сразу и достигается титаническими усилиями — никто заранее вам не скажет. Все зависит от ваших способностей и умения ориентироваться и подстраиваться под постоянно меняющиеся тенденции. Но это не значит, что не нужно пробовать!
Редакция благодарит за подготовку материала Евгению Зубалевич и Марию Терентьеву-Галицких. Фото: Алексей Туленков.